Интерактивный портал

Центра Занятости Населения

Новгородской области

Войти через госуслуги

Информация для родителей

Уважаемые родители! 
В жизни каждого подростка наступает трудный этап, когда необходимо определиться в профессиональных намерениях и выбрать такую профессию, которая была бы ему не только интересна, но и соответствовала особенностям личности, характера и другим качествам. Ведь только при совпадении всех этих факторов, труд человека становится источником радости, творческого вдохновения и материального благополучия.
Необходимость грамотного участия родителей в формировании профессионального выбора подростка переоценить трудно. Готовность учащихся к профессиональному самоопределению в школьные годы зачастую отсутствует. Информированность о мире профессий, характере и особенностях разных видов деятельности чаще всего недостаточна. Такие понятия, как профессионально-значимые качества, востребованность профессии на рынке труда не всегда знакомы школьникам и просто не учитываются ими при выборе профессии.
Для подростка очень важно ощущение поддержки со стороны взрослого. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям.
 

Как грамотно оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении?
Рекомендации родителям по профориентации:
1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения, личностных качеств своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности, ситуации на рынке труда и реальной возможности трудоустройства после обучения.
3. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
4. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
5. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
6. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
7. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
8. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
9. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
10. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
11. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
12. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
13. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.
14. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

 


Ступени принятия решения:
Итак, задача родителей — не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
Ступень 1. Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, реальное трудоустройство, характер и условия труда, профессиональные качества, занятость и т. д. ). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.
Ступень 2. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны и часто нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником! ». Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает.
Ступень 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о перспективных специальностях, профессиях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался.
Ступень 4. От слов — к делу. Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Большое значение для них имеет непосредственный опыт деятельности, а также общение со специалистами той профессии, к которой ребенок склоняется. Нужно дать ребенку реальную возможность участвовать в различных видах деятельности, мотивируя на успех. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции. К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Если ваш ребенок «придумал» себе профессию и среди ваших знакомых имеются представители именно этой профессии, стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

Ступень 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. Тестирование поможет «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет.
Ступень 6. В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на день открытых дверей в учебное заведение, и желательно не в одно. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш ребенок захочет учиться. Цель такой экскурсии — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».
Ступень 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать инженером? » А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии:
1. Ориентация ребенка семьей сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банком и т. п. ).
2. Пренебрежение к профессиям, которые являются «не престижными», хотя и значимыми в жизни.
3. Отсутствие знаний о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях.
4. Отсутствие своего мнения и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
5. Перенос отношения к конкретному человеку — представителю той или иной профессии на саму профессию.
6. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
7. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим предметом.
8. Подверженность влиянию друзей на выбор профессии.
9. Отсутствие умений оценивать свои способности и возможности в выбранной профессии.
10. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
11. Завышенная или заниженная самооценка, формирующая неадекватность в выборе той или иной профессии.
 
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ – возможность оценить свою роль в подготовке ребенка к выбору профессии.
Предлагаемая анкета поможет определить степень вашего участия в подготовке детей к труду и выбору профессии.
Инструкция:
Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет вам оценить свое участие в профессиональной ориентации вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений.
Если вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».
Текст анкеты
1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил (а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь).
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т. д.)
12. Я не хочу советовать ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за поступок и поощрять деньгами за хорошо выполненную работу.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.

Каждый ответ, совпадающий, с ключом оценивается в 1 балл. 
Ключ: 
«да» — 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16. 
«нет» — 3, 5, 6, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы.
Если сумма их находится в пределах:
12–16 баллов: можно сделать вывод, что вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявить свои интересы, склонности способности, расширяете его кругозор;
8–11 баллов: Вы понимаете, важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании ребенка;
4–7 баллов: этот результат говорит о том, что вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0–3 балла: у вас мало свободного времени, или вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
Яндекс.Метрика